Главная Новости и событияНа чем строится каспийский бренд: туризм, медиа и экспертный..

На чем строится каспийский бренд: туризм, медиа и экспертный диалог1090

Место и роль информационных технологий в развитии гуманитарного сотрудничества стран Каспия, современное состояние и перспективы развития аналитических и медиаресурсов, инновационные подходы в работе СМИ региона, роль СМИ и экспертного сообщества в конструировании имиджа Каспийского региона – эти и другие вопросы обсуждались на Международном видеомосте «Каспий – наш общий дом: стратегии формирования эффективной модели общего информационного пространства», прошедшем 26 октября на площадках в Астрахани и Алматы.

Мероприятие было организованно совместными усилиями Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, Россия) и Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Алматы, Казахстан).

Следует отметить, что в этот же день состоялась презентация Каспийского экспертного клуба – нового формата научно-аналитического взаимодействия экспертных сообществ прикаспийских государств.

Руководитель Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов, рассказывая о перспективах нового экспертного объединения, отметил, что члены клуба высказались за то, чтобы упорядочить взаимодействие, разделив работу клуба на рабочие секции по следующим направлениям: геополитика, экономика, экология, безопасность, проблема урегулирования правового статуса Каспия, туризм.

Российский эксперт подчеркнул, что особенно важно, чтобы результаты совместных исследований клуба имели прикладное значение и были интересны потенциальным потребителям аналитических продуктов: органам власти, деловым кругам, СМИ, неправительственным организациям.

В частности, участникам Каспийского экспертного клуба было предложено начать работу над совместным аналитическим докладом «Сценарии развития Каспийского региона до 2020 года: энергетика, безопасность, экология, гуманитарная сфера».

Андрей Сызранов также отметил, что в рамках Каспийского экспертного клуба активно обсуждается развитие региональных информационных связей.

«Участники клуба предложили идею создания на первых порах интегрированной площадки в социальных сетях, а затем, в перспективе, некоего общего информационного хаба», — сказал Сызранов.

Политический обозреватель, главный редактор телеканала «Астрахань-24» Александр Васильев также выступил за создание информационного ресурса, на котором можно будет обмениваться информацией. «Важно, чтобы Каспийский экспертный клуб вовлекался в процессы формирования повестки для СМИ», — подчеркнул Васильев.

Руководитель Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан — Лидера нации Ержан Салтыбаев подчеркнул продуктивность экспертного взаимодействия в рамках региональных направлений.

«У Казахстана есть несколько таких направлений. Каспий – одно из них. Хотел бы отметить, что, к сожалению, в Казахстане нет обширной экспертизы по Каспию, а количество экспертов, компетентных в каспийской проблематике, можно пересчитать буквально на пальцах одной руки», — констатировал Салтыбаев.

Директор ТОО «Мангистау-Медиа» Дархан Уалиханов подчеркнул, что залогом успешной работы Каспийского экспертного клуба является открытый формат его работы.

«В клуб могут войти любые исследовательские и аналитические центры, которые ранее уже занимались каспийской проблематикой. Во-первых, чтобы, двигаясь в едином фарватере, мы не распылялись, не дублировали исследования. Во-вторых, чтобы устоявшиеся think tank придали основательность деятельности нового экспертного объединения», — сказал Уалиханов.

Директор ЦАИ «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев предложил оптимизировать работу клуба, разделив ее на проекты.

«Проектная работа предполагает фиксированные сроки исполнения, дедлайны, наличие обязательной и тщательной отчетности. Это, безусловно, дисциплинирует участников проекта. Полагаю, что если мы распределим экспертов по проектам в зависимости от их специализации и круга научных интересов, сформируем проектные группы, мы сможем выйти на высокую результативность и эффективность», — высказал эксперт свое мнение.

Руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев (Республика Казахстан) остановился по проблематике роли СМИ и экспертного сообщества в формировании имиджа Каспия.

«Пожалуй, со времен Аристотеля и других древнегреческих авторов вплоть до 18-19 века основным брендом Каспия была рыба осетровых пород и черная икра. Потом это место заняла нефть. А сегодня Каспий представляет собой многоликое явление, хотя нефть и осетрина, безусловно, доминируют», — отметил казахстанский эксперт, рассуждая о брендировании каспийского региона.

«Проблема заключается в том, что мозговые центры, продуцирующие информацию по каспийской проблематике, за исключением Баку, находятся далеко от побережья Каспия. В Казахстане они располагаются в Алматы и Астане, в России – в Москве и Санкт-Петербурге. В итоге прикаспийские проблемы рассматриваются как провинциальные, а это не способствует вовлечению инновационных информационных технологий и экспертного сообщества в обсуждение каспийской тематики. Эти подходы надо, безусловно, менять», — считает Полетаев.

Руководитель ОФ «Мир Евразии» подчеркнул, что экспертному сообществу прикаспийских государства не только необходимо создавать общие информационные поводы, но и продвигать каспийскую проблематику на уровень республиканской и федеральной медийной и общественной повестки.

«Простейший контент-анализ может продемонстрировать, что интересует СМИ в каспийской теме: осетры, экология, транспорт и транзит, милитаризация региона, нефтедобыча, терроризм, экономические потребности третьих стран – США, Европейского союза, образование. Наконец, в течение последних лет доминирующим трендом информационной повестки по Каспию в международных СМИ была ядерная программа Ирана», — констатировал руководитель ОФ «Мир Евразии».

Эдуард Полетаев отметил, что в медиа недостаточно освещаются туристические возможности региона, хотя очевидно, что турист – это проводник имиджа региона.

«Методы качественного брендинга региона хорошо известны. И здесь не надо изобретать велосипед. Это шестиугольник, состоящий из туризма, экспортного товара, политики, бизнес-инвестиций, культуры и, наконец, людей, человеческого потенциала. Если поработать над каждым из этих направлений, мы увидим наши недоработки и недостатки и получим точное видение того, что надо улучшить», — пояснил эксперт.

В заключение Эдуард Полетаев отметил, что имидж Каспия видится ему несколько противоречивым, похожим на лоскутное одеяло, поскольку каждая страна отличается по показателям, охваченным шестиугольником брендирования, и дает совершенно разную информацию.

«Получается, что не образ Каспия транслируется на прибрежные страны, а наоборот, образ прибрежных стран, как в случае с Ираном, транслируется на Каспий. Сравним это с имиджем средиземноморских стран, где Средиземноморье позиционируется как регион с богатым культурным наследием, благоприятный для развития туристического потенциала и торговли. В результате этого даже страны Северной Африки, расположенные на средиземноморском побережье, не воспринимаются как отсталые африканские государства. Надеюсь, этот опыт будет спроецирован на прикаспийский регион», — резюмировал казахстанский эксперт.

Старший исследователь Евразийского научно-исследовательского института Лидия Тимофеенко-Пархомчик согласилась с Ержаном Салтыбаевым в том, что в Казахстане каспийская проблематика находится на периферии исследований, а экспертов, специализирующихся на ней и представляющих крупные аналитические центры страны, крайне мало.

«В связи с этим, мне представляется, что сбор казахстанских экспертов, представляющих ценность для новой структуры – Каспийского экспертного клуба – будет достаточно сложным. В Азербайджане ситуация принципиально иная, там каспийская проблематика является ведущим научно-исследовательским направлением. В Туркменистане экспертное сообщество сосредоточено на экологической тематике. С иранскими коллегами нас разделяет языковой барьер, причем отмечу, что в Иране ученые крайне неохотно переводят свои статьи на английский язык», — сказала Лидия Тимофеенко-Пархомчик, отмечая некоторый вакуум в исследованиях каспийской проблематики в разрезе стран.

Говоря о перспективах объединения медиаресурсов прикаспийских стран, создания общего информационного пространства в рамках региона казахстанский эксперт отметила, что ключевым фактором является наличие общего языка коммуникаций.

«Русским языком, к примеру, владеют только эксперты из постсоветских государств – Иран из этого блок выпадает, поскольку иранские коллеги, владеющие русским языком, не специализируются на каспийской проблематике», — подчеркнула Лидия Тимофеенко-Пархомчик.

Помимо этого, говорить о едином информационном пространстве каспийского региона без формирования четкого представления о его границах достаточно проблематично, считает эксперт.

«Есть ли потребность у граждан пяти стран, не проживающих непосредственно в прикаспийском регионе, в новостях о Каспии? Мы пытаемся сформировать нечто новое, чтобы привлечь внимание к региональной тематике достаточно широкий круг людей: и обывателей, и лиц, принимающих решения, и инвесторов, и СМИ – все это формирует очень сложную, не укладывающуюся в единую конструкцию инициативу. Полагаю, что начинать надо все-таки с малого», — отметила Тимофеенко-Пархомчик.

В заключение эксперты высказались за продолжение многоформатного диалога с привлечением различных площадок, среди которых Каспийскому экспертному клубу, безусловно, будет принадлежать ведущее место.

Вернуться назад
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter